Парацельс сравнительно мало писал обо всем, что связано с вульгарной алхимией, он был врагом бесконечных рецептов и предписаний, марания грязью коллег, злобы и елейности, шарлатанства и знахарства — всего, чем славились в его время так называемые «алхимики». Он пишет: «Что я скажу обо всех твоих алхимических рецептах, о твоих ретортах и бутылях, тиглях, ступках и склянках, обо всех этих сложнейших процессах дистилляции, плавления, фиксации, сублимации, осаждения, обо всем этом паясничаньи, ради которого ты растрачивал свое время и свои деньги? Все подобные вещи никчемны, и труд твой пропадает втуне. Они скорее препятствуют, нежели способствуют достижению истины». Тем не менее, сам Парацельс был весьма сведущ в алхимии. В предисловии к своей работе, названной «Tinctura Physica»,[215] он говорит:

«Я владею сокровищем, укрытым в больнице в Вейдене (Фраул), которое имеет столь высокую цену, что ни папа Лев, ни император Карл не смогли бы купить его за все свои богатства, и те, кто знаком со спагирическим искусством (алхимией), подтвердят мои слова».

Способность некоторых веществ улавливать и удерживать планетарные влияния используется для придания им оккультных свойств. В силу этого алхимик может применить чистые металлы для создания амулетов, «магических зеркал» и других предметов, способных вызывать магические эффекты. Парацельс говорит:

«Соединения металлов действуют удивительным образом. Если мы создадим сплав семи металлов в должном порядке в надлежащее время, то получим металл, объединяющий в себе достоинства семи исходных. Такой сплав именуется „электрум“. Он обладает не только физическими, но и звездными свойствами семи металлов, вошедших в его состав; электрум есть одно из наиценнейших средств, ведомых тайной науке. Обычные металлы не могут сравниться с ним, ибо он обладает магической силою. Сосуд, отлитый из электрума, немедленно обнаружит любой яд, положенный в него тайно, ибо яд этот начнет выступать каплями на его стенках».

«Множество удивительных вещей может быть сделано из электрума, как то: амулеты, талисманы, магические кольца, браслеты, печати, фигуры, зеркала, колокола, медали — и много других предметов, обладающих огромной магической силой, из которых весьма немногие известны широко, ибо искусство наше забыто и большинство людей даже не знает о его существовании».

«Не пристало объяснять все достоинства и силы электрума, ибо софисты примутся поносить его, а невежды придут в раздражение; идиот станет осмеивать его, а дурной человек употребит во зло; и потому мы вынуждены хранить молчание касательно главных его достоинств. Но есть у него чудесные свойства, о которых мы будем говорить. Мы наблюдали их сами и знаем, что говорим правду. Мы видели, как кольца, сделанные из электрума, вылечивали своих владельцев от спазмов и паралича, от падучей и апоплексии; даже во время сильнейшей эпилепсии такое кольцо приносило немедленное облегчение. Мы видели, как кольцо из электрума запотевало при начале скрытой болезни».

Изображение алхимической печи в книге о дистилляции X. Бруншвига. Страсбург, 1512 г.

«Электрум противостоит всем вредоносным воздействиям, поскольку в нем сокрыта небесная сила и влияния всех семи планет. Египтяне, халдеи и персидские маги использовали его против злых духов и совершали великие открытия благодаря ему. Если я расскажу все, что знаю о достоинствах электрума, софисты станут преследовать меня как величайшего колдуна в мире».

«Я, однако, скажу, что знал в Испании человека, который владел колоколом из электрума около двух фунтов весом; с его помощью человек этот мог призывать всяческих призраков и привидений, исполнявших его приказания. Перед тем как воспользоваться колоколом, он писал на внутренней его поверхности определенные слова или буквы. Затем он звонил в колокол, и немедленно являлись духи в той форме, какую он повелевал им принять. Звуком этого колокола он мог вызывать даже и призраки людей или животных и удалять их прочь, когда в них не было нужды; и всякий раз, призывая нового духа, он писал на внутренней поверхности колокола другие буквы. Он отказался открыть мне секрет этих слов и букв, но я размышлял о нем и раскрыл его сам».

«Тебе не стоит удивляться, прослышав о таких вещах, ибо возможно все, что согласуется с законами природы. Один человек может назвать другого по имени и повелеть ему сделать что-либо, и если этот другой уважает первого или признает его превосходство, он исполнит приказ, не будучи понуждаем к этому оружием или палкою. На невидимых существ воля человека воздействует гораздо сильнее, и низшее существо можно принудить исполнять волю высшего, лишь в мыслях произнеся слово, ибо низшее подчинено высшему; и что есть воля, если не сила, сокрытая в мысли (разуме) человека и действующая через его воображение?[216] Человеческая мысль может воздействовать на духа, подобно тому как воздействует произнесенное слово на разум человека, ибо духи не имеют физических ушей, чтобы слышать физические звуки, а в голосе нуждаются лишь те, кто не могут слышать посредством духа».[217]

«Если звездный элемент одного человека может быть передан другому силой его божественного духа, то звездный элемент этот может быть также внедрен в металлы, дабы запечатлеть в них свой флюид, и благодаря этому металл будет поднят в более высокое состояние, нежели то, в которое был помещен природой».[218]

ELECTRUM MAGICUM[219]

Electrum magicum приготовляется следующим образом.

«Возьми десять частей чистого золота, десять серебра, пять меди, две олова, две свинца, одну часть порошка железа и пять ртути. Все металлы должны быть чистыми. Теперь жди того часа, когда планеты Сатурн и Марс войдут в конъюнкцию[220] и приготовь все свои препараты для этого случая; готовь огонь, тигель, ртуть и свинец, ибо, когда настанет время, не будет никакой отсрочки; работа должна быть сделана в самый момент конъюнкции. Как только это случится, расплавь свинец, добавь ртуть и дай им остыть. После этого жди конъюнкции Юпитера с Сатурном и Меркурием, расплавь соединение свинца и ртути в тигле, а в другом тигле олово, и слей два металла вместе в момент этой конъюнкции. Теперь тебе надлежит ждать, пока не произойдет конъюнкции Солнца с одной или с обеими из вышеназванных планет, и тогда добавь в это соединение золото, предварительно расплавив его. Во время конъюнкции Луны с Солнцем, Сатурном или Меркурием добавляется тем же образом серебро, и во время конъюнкции Венеры с одной из вышеименованных планет добавляется медь. Наконец, во время подобной же конъюнкции с Марсом все завершается добавлением порошка железа. Размешай жидкую массу прутом гамамелиса и дай ей остыть».[221]

«Из этого electrum magicum ты можешь сделать зеркало, в котором сможешь видеть события прошлого и настоящего, отсутствующих друзей и врагов и все, что они делают. Оно покажет тебе все, что ты пожелаешь увидеть, и все дела людские, совершаемые днем или ночью. Ты можешь увидеть в нем все, что когда-либо было написано или произнесено, а также и говорившего и причины, побудившие его сказать это; ты можешь увидеть в нем что угодно, в каком бы секрете это ни держалось».[222]

«Такие зеркала изготовляют из electrum magicum; они делаются диаметром около двух дюймов. Отливать их следует во время конъюнкции Юпитера и Венеры; формы для них делаются из мелкого песка.

Обточи зеркала гладко точильным камнем, отшлифуй их трепелом и затем куском дерева, взятым от липы. Все действия с зеркалом — обтачивание, шлифовку и прочее — должно производить при благоприятных планетарных аспектах; выбрав надлежащие часы, можно изготовить три различных зеркала .Во время конъюнкции двух определенных планет, когда Солнце или Луна стоит в доме управителя часа твоего рождения, три зеркала следует положить вместе в чистую колодезную воду и оставить на один час. После этого их можно вынуть из воды, завернуть в льняную тряпицу и сохранять для последующего использования».[223]

По книге Парацельса – “Магический Архидокс”

ТРУДЫ ПАРАЦЕЛЬСА

Самим Парацельсом написано немного. Обычно то, что он хотел оставить на бумаге, он диктовал своим ученикам. Таким образом, большая часть его сочинений осталась в их записи. При его жизни было напечатано очень мало его трудов. Они собраны в семи книгах под названием «De Gradibus et Compositionibus Receptorum et Naturalium» (Basel, 1526), a также в книге «Chirurgia Magna», напечатанной в Ульме в 1536 г. Остальные труды стали известны уже после его смерти. К сожалению, его ученики и последователи, такие, как Адам фон Боденштайн, Александр фон Зухтен, Герхард Дорн, Леонард Турнейсен, Петер Северин, Освальд Кролл, Мельхиор Шеннеман и другие, передавали их в типографию в весьма плачевном виде, так что нередко целые страницы были пропущены, а оставшиеся очень сложно было привести в порядок.

Отдельные труды Парацельса были опубликованы Иеронимом Файерабендом (Hieronymus Feierabend) во Франкфурте, Арнольдом Биркманом (Arnold Byrkmann) в Кельне и Петером Барной (Peter Barna) в Базеле. В то же время появилось большое количество поддельных книг и записей, приписывавшихся Парацельсу. Так, Антипрас Силоран упоминал, что Парацельс написал 35 книг по медицине, 235 по философии, 12 по политике, 7 по математике и 66 по некромантии. Если мы вспомним, что Парацельс занимался литературным трудом только в течение пятнадцати лет, то становится очевидно, что Силоран имел в виду все книги и публикации, которые приписывались Парацельсу.

Джон Хузер, доктор медицины из Гроссглогау, по просьбе архиепископа Кельнского Эрнста внимательно изучил все эти работы. Он кропотливо собирал все сохранившиеся автографы Парацельса и его учеников; приведя их в порядок, в 1589-90 гг. он издал в Кельне полное собрание работ Парацельса.

Ранний вариант (1590 г.) издания Хузером рукописей Парацельса.

Туда входят следующие произведения:

1. Труды по медицине

1. Paramirum de Quinque Entibus Omnium Morborum (Paramirum пяти причин, вызывающих болезни). (Автограф Парацельса.)

2. Opus Paramirum Secundum (Paramirum, книга вторая). (Автограф.)

3. Liber de Generatione Hominis (Книга о происхождении человека).

4. Liber Paragranum (Paragranum). (Автограф.)

5. Liber Paragranum Secundum (Paragranum, книга вторая). (Автограф.)

6. Chronica des Landes Kaernthen (Хроника герцогства Kaринтии).

7. Defensiones und Verantwortung wegen etiicher Verunglimpfung seiner Misgoenner (Защита и ответ, касающиеся некоторых искажений, внесенных его врагами).

8. Labyrinthus medicorum errantium (Лабиринт заблуждающихся врачей).

9. Das Buch vom Tartaro, das ist vom Ursprung des Sands und Steins (Книга Тартара, или о происхождении песка и камней).

10. Epistel der Landschaft Kaernthen an Theophrastum (Послание герцогства Каринтии к Теофрасту).

11. De viribus membrorum (Об органических силах).

12. De primis tribus essentiis (О трех первоэлементах).

13. Vom Ursprung und Heilung der natuerlichen Pestilenz (О причинах и лечении обыкновенной чумы).

14. Ein Buechlein von der Pestilenz an die Stadt Sterzingen (Письмо о чуме к городу Штерцингену).

15. Zwei Buecher vom Ursprung und Ursach der Pest (Две книги о причинах и происхождении чумы).

16. Drei andere Buecher von der Pestilenz (Еще три книги о чуме).

(13–16 — из оригиналов рукописей доктора Иоганна-Монтануса из Хиршфилда.)

17. Eitiche Collectanea de Peste (Свод заметок о чуме). (Автограф.)

18. De Morbis ex Tartaro oriundis (О болезнях, идущих из Тартара).

19. Theophrasti Epistola ad Erasmum Rotterdamum (Письмо Теофраста к Эразму Роттердамскому).

20. Erasmi Rotterdami Responsio (Ответ Эразму Роттердамскому).

21. Liber de Teteriis (Книга о желтухе).

(17–21 — рукописи Монтануса.)

22. Liber quatuordecim paragraphorum (Книга четырнадцати параграфов).

23. Von den tartarischen Krankheiten (О тартарических болезнях).

24. Von den Krankheiten die den Menschen der Vernunft herauben (О болезнях, вызывающих умопомешательство).

25. Von Krummen und lahmen Gliedern (О высохших и парализованных членах).

26. Von den astralischen Krankheiten (Болезни, вызываемые звездными влияниями).

27. Vom Podagra (О подагре).

(22–27 — автографы Парацельса.)

28. Andere zwei Buecher vom Podagra (Еще две книги о подагре). (Печатное издание.)

29. Vom Ursprung, Ursach und Heilung des Morbi Caduci und Epilepsy (О причинах, происхождении и лечении нервных болезней и эпилепсии). (Рукопись.)

30. De Caduco matricis (О смещении матки). (Рукопись.)

31. Von den Bergkrankheiten (Болезни, распространенные в гористых местностях). (Рукопись.)

32. Theorica Schemata seu Typi (О родах болезней). (Автограф.)

33. Practicae particularis seu Curationis morborum Tartareorurn (Лечение тартарических болезней). (Фрагмент.)

34. Etiiche Consilia Medica (Несколько письменных советов). (Рукопись.)

35. Etliche Fragmenta Medica (Медицинские фрагменты). (Рукопись.)

36. De Sanitate et Aegritudine (О здоровье и болезни).

37. De Stercore et Aegritudinibus en hoc oreundis (Об отходах в организме и болезнях, ими вызываемых).

38. De anatomia oculorum et eorum affectionibus (Об анатомии глаза и его болезнях).

(36–38 — автографы.)

39. Auslegung primae sectionis Aphorismorum Hippocrates (Объяснение первой части гиппократовских Афоризмов).

40. De modo phlebotomandi (О том, как делать кровопускание).

41. De urinus et pulsibus (О диагностике по моче и пульсу).

42. De modo pharmacandi (Фармацевтика).

(39–42 — источники не упомянуты.)

43. Archidoxorum Libri X (Книга основных начал).

44. De Renovatione (О возобновлении).

45. De Vita longa (О долгой жизни). (На немецком.)

(43–45 — автографы.)

46. De Vita longa (Долгая жизнь). (На латыни.)

47. Some fragments in German (Несколько фрагментов на немецком языке).

48. De praeparationibus libri duo (О подготовке второго тома).

49. Process den Spiritum Vitrioli zu machen (Как приготовить спирт из купороса).

50. De natura rerum (О природе вещей).

(47–50 — рукописи.)

II. Алхимия

51. De Tinctura Physica (О целебной тинктуре).

52. Liber Vexationum (О раздражении).

53. Thesaurus Alchemistarum (Сокровище алхимии).

(51–53 — рукописи.)

54. De Cementis (О связях).

55. Cementum super Venerem et Marte (Союз Венеры и Марса).

(54–55 — автографы.)

56. Das Manuale de Lapide Philosophorum (Наставление о Философском камне). (Рукопись.)

57. Ratio extrahendi ex omnibus metallis Mercurium, Sulphur, et Crocum (Как выделить из всех металлов содержащиеся в них Ртуть, Серу и Крокум). (Рукопись.)

III. Разные сочинения

58. Intimatio Theophrasti (Совет Теофраста).

59. De gradibus rerum naturalium (О различных степенях риродных вещей).

(58–59 — рукописи Опорина.)

60. Herbarius (О растениях).

61. Von den fuenf natuerlichen Dingen (О пяти природных вещах).

(60–61 — автографы.)

62. Zwei Tractate vom Terpenthin und Honig (Два трактата о скипидаре и меде).

63. Vom Ebenholz, vom Bruechen und Praeparation der Mumie (О черном дереве, грыже и приготовлении Mun-lia).

(62–63 — рукописи Монтануса.)

64. De virtutibus herbarum (Достоинства растений). (Рукопись Опорина.)

65. Liber Princi piorum (Книга Начал). (Рукопись Монтануса.)

66. De Thermis (О минеральных источниках). (Рукопись Опорина.)

67. Vom Bade Pfeffers (Ванны Пфеффера).

68. De gradibus et compositionibus (О степенях и составах).

69. Scholia in libros de gradibus (Заметки о степенях).

(67–69 — рукописи Монтануса.)

70. Fragmenta (Фрагменты).

71. Fragmenta aliquod de re Herbaria (Фрагменты, касающиеся растений).

(70–71 — автографы.)

IV. Естественная история и философия

72. Philosophia ad Athenienses (Философия к афинянам). (Печатное издание.)

73. Opus anatomicum (Анатомия). (Автограф.)

74. Philosophia degenerationibus et fructibus quatuor elementarum (Учение о результатах и плодах четырех стихий). (Печатное издание.)

75. Philosophia de generatione hominis (О происхождении человека). (Печатное издание.)

76. De meteoris (О метеорах). (Автограф.)

77. Aliud opusculum de meteoris (Еще о метеорах). (Автограф.)

78. Liber meteorum tertius (Третья книга о метеорах). (Рукопись Монтануса.)

79. De generatio n-ietallorurn (О происхождении металлов.) (Ditto.)

80. Von den natuerlichen Waessern (Природные горячие источники).

V. Магия

81. De divinibus operibus et secretis naturae (О Божественных творениях и тайнах Природы).

82. De sagis earumque operibus (О колдунах, ведьмах и их ремесле).

83. De Daemonicis et Obsessis (О злых духах и одержимости).

84. De somniis (О снах).

85. De sanguine ultra mortem (О состоянии крови после смерти).

86. De anirnalium hominum post mortem apparentibus (0 душах людей, появляющихся после смерти).

87. De virtute imaginativa (О силе воображения).

88. De characteribus (Характеры).

89. De Homunculis et Monstris (Гомункулы и монстры).

(81–89 — автографы.)

90. De Philosophia occulta (Об оккультной философии).

91. De Imaginationibus (О воображении).

(90–91 — рукописи Монтануса.)

92. Philosophia Paraceisi (Философия Парацельса).

93. Vom Fundamente und Ursprung der Weisheit und Kuenste (Об основании и происхождении Мудрости и искусств).

94. Fragmenta (Фрагменты).

(92–94 — другие рукописи.)

95. Philosophia sagax (Критическая философия).

96. Erklaerung der ganzen Astronomie (Объяснение астрономии). (Рукопись Монтануса.)

97. Practica in Scientiam Divinationis (Наставление в науке предсказаний).

98. Fragmenta (Фрагменты).

99. Erklaerung der natuerlichen Astronomie (Объяснение природной астрономии).

(97–99 — автографы.)

100. Das Buch Azoth seu de ligno Vitae (Книга Азота, или о Древе жизни).

101. Archidoxes Magicae (Основные начала магии) (семь книг).

(100–101 — рукописи.)

102. Auslegung von 30 magischen Figuren (Объяснение тридцати магических рисунков). (Автограф.)

103. Prognostication zukuenftiger Geschichten auf 24 Jahre (Пророчество на 24 года). (Печатное издание.)

104. Vaticinium Theophrasti (Предсказания Теофраста).

105. Verbesserte Auslegung Theophrasti (Толкования).

(104–105 — рукописи Монтануса.)

106. Fasciculus Prognosticationum Astrologicarum (Астрологические предсказания).


Примечания:

Рубрики: Без рубрики

0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *