Расскажите о шаманском Мировом Дереве.

— Мировым Деревом поэтично называлась вертикаль, пронизывающая и объединяющая три мира — Навь, Правь и Явь. Его верхняя часть — Правь, мир Светлых богов, центр, ствол — Явь, мир людей, явный мир, под корнями Мирового Древа располагается Навь — мир Темных богов и мертвых. Кроме того, в горизонтальной плоскости, параллельно с миром людей, располагаются другие миры, населенные многочисленными сущностями, нередко встречающимися в древних мифах. Древнеславянская концепция троичного построения мира не подразумевает полной конфронтации Прави и Нави, светлого и темного, это скорее постоянное противостояние, вносящее динамику и жизнь в первоначальное статичное состояние Вселенной. Все, что мы встречаем в явном мире — Яви, — продукт этого взаимодействия-противостояния и его непосредственный участник. В том числе и человек. В славянской мифологии этот творческий конфликт, порождающий динамику и Вселенную, ярко изображен в мифах о противостоянии Белобога и Чернобога, Святовита и Змея, Перуна и Велеса (Волоса).

Более того, в процессе подобного взаимодействия Правь и Навь пронизывают наш мир, находя себе помощников как среди людей, так и среди прочих живых и «неживых» существ нашего мира. Жрец и шаман взаимодействуют с богами и духами, магическими помощниками богов выступают Ворон, Волк, Тур, Орел и пр., они же помогают шаманам в их странствиях. Стихии, из которых соткана материальная сторона нашего мира, также находят олицетворение в божественных образах.

— Что дает человеку познание скрытых реальностей с помощью шаманских практик? Можно ли манипулировать ходом событий в физической реальности, изменив что-то в скрытой реальности?

— Взглянув на мир глазами шамана, ощутив его своим телом и душой совершенно по-новому, вы уже никогда не сможете бросить ЭТО, быть просто равнодушным к окружающим вас травам, деревьям, животным. Вы сливаетесь с окружающим, вы становитесь частью его, оно — частью вас. Кроме того, познав нематериальную сторону нашего мира, путешествуя в других измерениях, человек открывает для себя много нового, начинает видеть подноготную многих процессов, происходящих с ним и с окружающими. Он обретает способность видеть и познавать мир одновременно как материалист и как Видящий, что выгодно отличает его от остальной части человечества. А чего стоит способность шамана, подобно героям древних легенд, совершить, казалось бы, невозможное — спуститься в Мир мертвых и после вернуться обратно?

Что до способности воздействия на реалии нашего мира с помощью определенной работы в скрытой реальности, то таковая действительно существует. В течение столетий славянские волхвы, ведьмаки и колдуны совершали подобное с помощью заговоров, магической работы в тонком теле, шаманских путешествий, и на сегодняшний день ничего особенно не изменилось. Многие проблемы в нашей жизни — как айсберг, мы видим только малую толику, зримую в нашем мире, в то время как огромный негативный энергетический базис недоступен обычному зрению. Решение некоторых вопросов на материальном уровне еще не есть спасением от них, скрытая сторона проблемы будет систематически наносить вам удар в самый неподходящий момент. Если же разрушить энергетическую составляющую проблемы, то и в нашем материальном мире она рассыплется, словно сама по себе, это проверено.

В то же время хочется предостеречь от излишне легкомысленного отношения к данному вопросу. Представьте себе, например, что для достижения результата вам нужно решить десять проблем. А вам лень, о чем вы и сообщаете духу-покровителю, каким-либо образом пытаясь заставить его все сделать за вас. Щелк — и чудесным образом с первого этапа вы оказываетесь прямо на десятом. Так вот, остальные восемь потом обязательно выплывут в другой ситуации, причем в самый неподходящий момент. И вам, «таки да», придется их решать. Так что есть смысл быть благоразумным и многие проблемы решать самому, обычным образом.

— Ваш способ допускает использование ритуалов в целях виденья Нави, Прави, параллельных миров Яви, или в ритуалах нет необходимости?

— Считаю, что сам процесс может быть плодотворным как с использованием ритуалов, так и без них. Дело, понимаете ли, в основном в том, что у вас внутри (имеется в виду личная магическая сила чародея, умение в нужный момент всего себя саккумулировать и направить на решение подобной задачи, при этом отключив обыденное, человеческое в себе).

Кроме того, первостепенное значение имеет один вопрос: получили ли вы допуск к тайнам Нижнего Мира, т. е. прошли ли инициацию? Для этого далеко не обязателен шаман-наставник, который поможет, научит и инициирует неофита. В этой роли нередко может выступать именно дух, как дух умершего шамана, так и исконный обитатель Нижнего Мира. В этом случае последующий успех на шаманской стезе зависит от того, как вы пережили свой первый опыт контакта с нематериальной сущностью, пересилили в себе неизбежный человеческий страх или нет. Я лично знаю двух мистиков, у которых в процессе подобного немного «съехала крыша». Наладив контакт с Нижним Миром, вы можете элементарно посещать и другие параллельные нашему материальному миру измерения, можете совершить путешествие и в Мир Светлых Богов, Верхний, хотя последнее гораздо сложнее. Создается впечатление, что магические способности чаще всего даруют именно Боги и духи Нижнего Мира.

Что до ритуального оформления процесса, то здесь можно отметить два варианта.

Первый: существуют мощные ритуалы, которые предоставляют производящему их определенные возможности. Однако внутренняя сила и здесь необходима, некоторые из подобных действий вполне способны разрушить неподготовленного человека в прямом и переносном смысле. Необходим внутренний магический и волевой «стержень».

Второй: люди любят эффектные и красивые жесты. Шаманы Сибири зачастую разыгрывали целые представления для соплеменников, поскольку этого требовала традиция, однако контакт и взаимодействие с духами происходил несколько иным образом, в чем они и сами признавались этнографам. В этом случае обряд — внешний антураж, а сама суть скрыта от посторонних. Так что не всегда стоит доверчиво относиться к разнообразным ритуальным действам, которые к месту и к ряду описываются в «магических учебниках», которыми сегодня завалены книжные прилавки.

— Расскажите о вашем понимании, кто или что есть боги славянского пантеона?

— Думаю, что на полное постижение божественной сути может уйти вся жизнь, удается это далеко не всегда и вовсе не каждому. В моем нынешнем понимании ситуация такова: существует два равнозначных начала мира, две могущественные Силы, которые стояли у истоков сотворения нашего мира, — Светлобог и Чернобог, Род (Святовид) и Велес. Равнозначны они хотя бы потому, что наш мир существует лишь благодаря их постоянной борьбе, творческому противодействию.

Представьте себе шахматную доску, на которой вместо двух видов фигур находятся четыре — фигуры стихий огня, воды, земли, воздуха. Игроков первоначально всего двое — Белобог и Чернобог. И тот, и другой играют всеми четырьмя видами с чередованием ходов. Ни одна из фигур не исчезает. Но, сталкиваясь друг с другом, они создают новые, качественно иные фигуры, которые наряду с первоначальными начинают играть свою роль на гигантской шахматной доске. Порой эти роли бывают даже противоположны воле двух Создателей.

Имя этой доске — наш мир, имя игре — жизнь, фигуры — младшие боги, духи, маги, люди, природные явления и силы. Игра бесконечна, в ней не может быть ни выигравшего, ни проигравшего, потому что ее остановка — смерть мира и всего живого — статика.

Суть Светлых богов состоит в том, что они — сотворцы мира и человека, они дают человеку душу, Свет и Тепло, часть из них выступает в качестве защитников не только Прави, но и Яви. Но они же вершат суд над теми, кто преступает нравственные законы.

Однако человек гораздо чаще встречается на своем жизненном пути с силами, подвластными Темным богам. Далеко не всегда Темные боги склонны навлекать на человека бедствия. Именно они несравнимо чаще, нежели Светлые боги, готовы выступить в качестве учителей и покровителей в искусствах, магии, повседневной жизни. У сибирских народов также присутствует разделение между Светлыми и Темными богами: Светлых почитают, но за знаниями и помощью шаманы отправляются в Нижний мир.

Таким образом, и Светлое, и Темное — два полярных начала мира, настолько же естественных, как плюс и минус, небо и земля, огонь и вода. И словосочетание «Темные Боги» у язычников вовсе не означает «злые боги», понятие зла в абсолюте существует сегодня лишь благодаря христианству, в данном случае воплощается оно в образе Сатаны.

— Как вы полагаете, Велес, Чернобог, Сатана — это одно и то же или нет?

— Начнем с того, что образ Сатаны длительное время «лепили» христианские богословы из всевозможных деталей. Здесь и первоначальный образ из иудейской мифологии, и заимствование рогатости у образа древнего бога индоевропейцев, властелина лесного мира, покровителя шаманов, охотников и оборотней, которого кельты именовали Кернунном, а славяне — Велесом. Плюс к этому — многочисленные домыслы воспаленного воображения перепуганных клириков и монахов. Это, простите за сравнение, чистой воды синтетика, т. е. искусственное соединение разного в одном целом.

Что до тождественности образов Велеса и Чернобога, то таковая прослеживается. Властелин Мира мертвых у западных славян именовался Чернобогом, у восточных — Велесом, у балтов — Велнсом. В сущности, он не только властитель Нижнего мира, но и земли с ее недрами, лесами, реками, диким зверьем, он покровительствует волхвам и поэтам, охотникам и купцам, дарует людям блага и жестоко карает после смерти за неправедные дела.

— Скажите, а вам доводилось сталкиваться с дохристианскими ритуалами, сохранившимися в лоне народа?

— Значительная часть народных полесских обычаев демонстрирует сильную связь народной культуры Полесья с языческими культами славян.

Рождение ребенка окружалось разнообразными магическими действиями. Обмывая ребенка, в воду клали траву девятисила, добавляли мед, цветы, молоко. Каждый, приходивший в дом во время первого купания, должен был бросить в купель монету «на счастье». Новорожденного часто заворачивали в вывернутый шерстью наружу кожух. На «родинах» и крестинах главнейшим человеком считалась бабка-повитуха, которая обносила обрядовым угощением всех гостей, а после освящала их водой или хмельным напитком, разбрызгивая их с помощью букета из хлебных колосьев, васильков и калины.

При постройке дома приносились жертвы в виде денег, жита, шерсти, сам дом никогда не строили поперек старых троп или дорог — тогда духи, что передвигаются по ним, никогда не дадут покоя. В доме выше пола все стены по периметру обводили красной полосой — символом огня-очистителя, защищающего дом от упырей, вовкулаков и прочей нежити.

Засевая жито, женщины раздевались догола и распускали волосы. Чтобы вызвать дождь, вдовы, раздевшись, сыпали в колодцы мак-ведун.

Перечень подобных обрядов и обычаев можно было бы продолжать и продолжать. Создается впечатление, что двоеверие на Полесье продолжалось вплоть до XVIII в. Поселяне платили оброк князьям, панам, десятину церкви и продолжали жить своей жизнью, внутреннее содержание которой было насквозь пропитано древним древлянским язычеством. Фасад жизни — христианский, внутреннее убранство — языческое. Может, еще и поэтому западные католики никогда не считали нас христианами, а не только из-за антагонизма восточной и западной ветвей христианства?

Даже некоторые географические наименования на карте нынешней Житомирской области воскрешают в памяти имена языческих богов. Волосов, Волосовка — Велес-Волос; Радогоща — Радегаст; Стрыбиж — Стрибог; Коща — Кощей, Кощное Царство (самая «нижняя» часть Нави).

— Каждый ли современный человек может открыть в себе шаманские способности? Каким образом современному человеку следует подготавливать себя к занятиям шаманскими практиками?

— Беру на себя смелость утверждать, что в той или иной степени эти возможности имеются у каждого, взросление и жизнь в современном обществе просто зашоривают человека, и то, что было очевидным в детстве, для взрослого homo sapience уже является сказкой, выдумкой. Традиционное общество не ограничивало мировосприятие человека, оно скорее направляло его на самое важное. Современное же создает себе кучу условностей, с которыми самоудовлетворенно играет. Могу сказать, что в детстве я, например, иногда четко ощущал присутствие в помещении, кроме собственно людей, еще чего-то или кого-то. Потом в советских школах мне долго и нудно прививали исключительно материалистические взгляды, в чем, честно говоря, до определенного периода сильно преуспели.

В подобной ситуации современному человеку нужен некий толчок, которому также должен предшествовать своеобразный подготовительный период. Зачастую у вас нет старших наставников, которые ведут вас к инициации, но вы можете сами готовить себя к встрече с неизведанным — любая творческая работа, связанная с традицией и историей, их изучением, познанием, постоянное общение с природой — уже сами по себе настраивают вас на необходимую волну. И в случае успеха ваших человеческих усилий и исканий на вас обратят внимание древние боги и духи нашей земли. Их первый взгляд, если хотите, нужно именно заслужить.

С другой стороны, всегда встает вопрос целесообразности. Даже в Сибири далеко не все становились шаманами. Во-первых, не каждый сможет сделать волевое усилие над собой, ограничить себя во многом, рискнуть окунуться в совершенно неизвестное ему ранее. Обычным человеком быть проще, а в некоторых случаях даже безопаснее. Во-вторых, духи сами решают, кто и в какой мере достоин их дара.

Сохранились предания о начинающих шаманах, не прошедших испытания и погибших. Среди шаманов были и «специалисты» довольно низкого уровня мастерства, и сильные, и те, кого с почтением называли Великими Шаманами. Последних всегда было чрезвычайно мало. Так что теоретически шаманом может стать каждый, а на практике все гораздо сложнее.

— Вы сказали, что для занятий шаманской деятельностью необходима инициация. Как это произошло в вашем случае, и какими путями могут получить инициацию каждый желающий? Какие состояния и дополнительные факторы могут привести к инициации? Опасно ли это для психического или физического здоровья?

— В некотором роде данного вопроса я уже коснулся.

Обобщая, можно выделить четыре основных варианта получения инициации:

1. Обретение шаманского дара после перенесенной «шаманской болезни», навеянной духами.

2. Передача шаманского/ведовского дара по наследству умирающим носителем потомку или неофиту вообще.

3. Поиск мест Силы с последующим установлением контакта «по взаимному согласию».

4. «Случайный» дар, полученный в ходе или после критического (смертельно опасного) происшествия в жизни человека.

Во всех четырех случаях первичный контакт с духами или наделение человека шаманскими — ведовскими — способностями происходит на грани нашего и иных миров. В двух из них — непосредственно на грани жизни и смерти (варианты 2 и 4). Вариант 1 подразумевает избрание носителя шаманского дара самими духами. При этом в своих видениях во время «шаманской болезни» будущий шаман опять же переживает свою смерть и возрождение (духи разрывают его тело на части, после чего он обретает новое тело, как будто рождается заново для последующей жизни в новом качестве — как шаман). Вариант 3 — это уже лично ваша попытка проникновения «на тот свет», и только от вас зависит, насколько она будет успешной. В данном случае вы выступаете соискателем магического дара, а боги и духи оценивают вас и ваши усилия и дают (или не дают) «допуск» к тайнам иных миров и сокрытому от глаз человеческих.

Опасно ли это для жизни и здоровья? Если вы не воспримете все происходящее с вами адекватно, не будете идти навстречу стремлению духов наделить вас шаманскими способностями (если они сами вас избрали и вы переживаете то, что в Сибири именуют «шаманской болезнью»), то это будет для вас опасно. Может окончиться помутнением рассудка, а то и смертью. Самое лучшее в данном случае — пойти на контакт, открыться и пережить первый контакте духами. Можно, конечно, бегать по церквам, молиться, обливаться холодным потом и святой водой, но раз за разом они снова будут приходить к вам, побуждая к действию. Последнее особенно часто происходит с теми, у кого в роду некогда уже были шаманы, ведьмы и ведьмаки.

В моем случае был реализован третий вариант — поиск контакта по собственной инициативе. В один из октябрьских вечеров 2003 г. я засиделся далеко за полночь за написанием статьи о местах Силы, связанных с Темными богами славянского пантеона, и, когда окончил ее в черновом варианте, ощутил, что, кроме меня, спящих жены и сына, в квартире как будто находится еще некто, невидимый человеческим зрением.

Относясь к этому как к галлюцинации от недосыпания, покурив (отнюдь не конопли), я с чувством выполненного долга отправился спать… Начало сна не было похожим ни на что виденное во сне до сих пор. Было ощущение удивительной ясности происходящего. Я будто и не спал, разглядывал свое тело со стороны, с легкостью перемещался по темной квартире, т. е. видел во сне свой дом в режиме «здесь и сейчас». Потом что-то как будто отодвинуло меня ближе к моему телу, и я увидел над собой зависшую под потолком человекоподобную фигуру, ростом более 2 м. Описать внутренние чувства, охватившие не желавшего спать во сне меня, можно как смесь ужаса в его наивысшей степени и одновременно дикого восторга, если можно так сказать, я не мог отвести от него взгляда. Тело гостя покрывала серая просторная одежда, что-то вроде холщовых штанов и рубахи. Лицо демонстрировало следы тления, кожа на его нижней части отслоилась лоскутом, обнажив мышцы и оскал зубов. Глаза были на выкате и смотрели словно поверх меня. Портрет завершали стоящие дыбом волосы. На то, чтобы охватить все это взглядом, ушло всего лишь несколько мгновений. Потом изо рта духа вырвалась тонкая струйка жидкости, которая, изогнувшись плавной дугой, ударила меня в район груди. После этого я моментально проснулся, вскочил, но в комнате, разумеется, никого не было, кроме меня и моих домочадцев.

Уже позднее, перерыв определенное количество литературы о шаманизме, славянском и германском язычестве, я обнаружил два схожих с моей ситуацией момента. Первый — это изображения головы божества (по некоторым версиям — Одина) на древнегерманских рунических брактеатах, где вырывающийся изо рта изображаемого поток трактуют как магическое дыхание.

Второй — это ритуальный плевок, который имеет место при инициации шаманов у некоторых народов Сибири. По моему мнению, все три момента объединяет одно — они являются визуализацией передачи магических знаний от божества, духа или практикующего шамана их соискателю, момента, когда в вас входит нечто, что можно назвать Знанием, что в дальнейшем будет постепенно раскрываться, как цветок, и изменит вас и вашу жизнь раз и навсегда.

— Что испытывает человек, обретя необычную для современного техногенного мира шаманскую способность?

— Будьте готовы к тому, что восприятие мира, природных явлений и людей у вас изменится если не кардинально, то существенно.

Постепенно внутренним чутьем вы научитесь ощущать «хорошие» и «плохие» места для пребывания в них человека, а также места совершенно неоднозначные, в которых одни люди чувствуют себя нормально, а другие — из рук вон плохо. Общаясь с различными людьми, вы осознаете, что, помимо вербальной информации, получаете гораздо больше знаний о собеседнике, его внутреннем мире, настроении, недугах и проблемах с помощью чрезвычайно развившихся интуиции и своеобразного чутья. Предчувствие опасности или критической ситуации первое время будет восприниматься как беспричинная тревога, но в дальнейшем, когда вы сопоставите свои ощущения и последующие события, вы научитесь четко определять и обходить «подводные камни» в своей жизни.

Дальше — больше. Каждый раз, улавливая новое ощущение, вы, что вполне естественно для любознательного человека, будете пытаться находить причины и следствия происходящего. Иногда это будет вполне несложно, иногда проработка цепочки займет довольно значительный период, но это всегда будет чрезвычайно захватывающим и интересным.

Все вышеописанное можно развить в себе и вне общения с духами, не пережив инициатический опыт. Многие возможности просто дремлют в нашем организме и хорошо спрятаны вследствие влияния цивилизации. Тем не менее инициация и последующее движение человека по пути шамана позволяют еще более раскрутить маховик рефлекторной чувствительности, при этом вы начинаете одновременно ощущать и видеть мир как человек, как зверь и как ведающий.

Скорее всего, в дальнейшем вы начнете испытывать определенный дискомфорт от окружающей вас среды, бездушной и урбанистической. Быть шаманом в современном городе довольно тяжело. Эта среда слишком агрессивна и для обычного человека, а для того, кто слишком хорошо ощущает происходящие вокруг него энергетические процессы, — и подавно. Можно, конечно, сбежать в провинцию. А можно попытаться изменить мир вокруг себя. Вам выбирать.

— А не почувствуют ли люди, окружающие новоиспеченного шамана, неприязнь к нему? Ведь обычные люди не всегда положительно относятся к тем, кто наделен непонятными обывателю способностями, — можно потерять работу, друзей, семью.

— Возможность негативного восприятия шамана окружающими вполне реальна. Наше общество пока не понимает и не принимает того, что не укладывается в вульгарно-биологические, научно-популярные и христианско-церковные рамки. В лучшем случае прослывете экстравагантным чудаком, у которого «что-то там в голове не так», в худшем — вас ваши же родные потянут к невропатологу или психиатру.

Кроме того, существуют «неистовые» православные, для которых, кстати, правильным является всегда только православие (причем для каждого свое — Московский патриархат, Киевский для украинцев, Русская катакомбная церковь и т. п.). Эти вообще запишут вас в бесноватые и поведают «трогательную» историю о том, что бесы очень часто овладевают неверующими (для них в эту категорию попадают одновременно атеисты, староверы, католики, буддисты и пр.), которых удерживают в повиновении, предоставляя им взамен качества провидцев, магов и т. п., то есть покупают. Если этот православный к тому же ваш знакомый, то после долгих или не очень попыток «наставить вас на путь истинный» он просто начнет избегать вас или вообще перестанет здороваться.

На самом деле вы можете быть спокойны — вы вполне нормальны и даже более адекватны этому миру, чем подавляющее большинство материалистов. Просто вы видите и ощущаете мир более полно, и любое нематериальное проявление в нашей жизни, которое материалиста поставит в тупик, для вас — всего лишь новый повод дать волю жажде познания и попытаться заново и в который раз познать истину с ее новой стороны.

— Знаменитая книга Карлоса Кастанеды «Искусство сновиденья» повествует о невообразимых возможностях человека, решившего развить в себе осознанность во сне. Занимаетесь ли вы чем-то подобным?

— Суть в том, что в соответствии с моим методом человек вводит себя по собственной воле в состояние, подобное сну наяву, вполне контролируемому. В результате пребывания в состоянии глубокого медитативного транса колебания нервных клеток головного мозга сводятся к частоте 0,3–4 Гц, т. е. соответствию состояния сна человека, но при этом, в отличие от сна, сознание шамана продолжает играть определенную направляющую и руководящую роль, что во сне не всегда удается. Это как бы не развитие осознанности во сне, а развитие «сна» в осознанности.

— Расскажите о вашей магической работе в Яви. Занимаетесь ли вы сейчас поиском мест Силы и их исследованием?

— Места, где наиболее плотно соприкасаются наш мир и божественные миры, или там, где просто имеется большой заряд положительной энергии, принято называть местами Силы. Они обеспечивают возможность не только качественной и количественной энергетической подпитки, но и возможность более интенсивного контакта с Верхним и Нижним мирами, более активного проникновения в нематериальную реальность. Это могут быть не только древние капища, местом Силы может оказаться поляна в лесу или старый овраг, холм посреди степи или старые, как этот мир, скалы и валуны. Важно уметь чувствовать эти места и отличать их от тех, где не только жить или ночевать, но даже на минуту останавливаться не стоит. Их негатив тоже можно почувствовать заранее и избежать неприятностей, связанных с общением с ними.

Однако поиск мест Силы — лишь подготовительный этап к последующей магической работе. Мало найти такое место — нужно уметь «взять» то, что оно может предоставить соискателю тайных знаний.

— Используете ли вы в своих магических практиках такой характерный для славянских волхвов магический прием, как заклинания? Каков механизм их действия?

— Определенные наработки по использованию заклинательных форм имеются. Если внимательно отнестись к данному вопросу, то можно вычленить несколько факторов, возможно, влияющих на действенность того или иного заклинания:

1. Несомненно, содействие мистических сил, к которым обращается с просьбой о помощи в магическом акте заклинающий. При этом необходимо четкое понимание сути тех богов, сущностей или стихий, к которым обращаются с просьбой о содействии. Согласитесь, что чрезвычайно глупо просить аспирин в хлебном магазине, а в случае инфаркта звонить в милицию. То же самое и здесь.

2. Четкое осознание желаемого конечного результата, вплоть до самых его мелочей. Интересный нюанс — некоторые заклинания произносят таким образом, как если бы желаемый результат уже свершился, т. е. в прошедшем времени, что является не чем иным, как попыткой укоренить в существующем порядке вещей и в собственном подсознании идейную составляющую желанного результата как уже свершившуюся, что может стать толчком и для его материального воплощения.

3. Стилистическая форма заклинания. Многие заклинания подчинены стихотворному размеру и ритму. Это одинаково верно как для славянских заговоров, так и для хвалебных или хулительных песен скандинавских скальдов и схожих практик многих других народов. С одной стороны, можно предположить, что, обращаясь к богам или духам, стихотворную форму выбирают как более благозвучную и, таким образом, «более приятную для уха» божества. Но существуют также заклинания, в которых обращение идет непосредственно к силам или сущностям, которых хотят отвратить в сторону, чтобы избежать их вредоносного влияния, или же в которых описан желаемый конечный результат.

Можно предположить, что ритм речи в данном случае имел то же значение, что и ритм бубна во время шаманского камлания, т. е. помогал заклинателю войти в некое, пусть и легкое, трансовое состояние или же поддерживать ранее сформированное трансовое состояние, способствующее подключению внутренних магических сил человека. Кроме того, у некоторых народов в рамках сакральных практик существуют своеобразные наработки дыхательных упражнений, призванных обеспечить практикующему их более легкое вхождение в трансовое состояние. Почему бы не предположить, что стихотворный размер при прочтении рифмованного заклинания также может влиять на человека сходным образом?

4. Исходя из предыдущего пункта можно вывести следующее — трансовое состояние заклинающего имеет важное значение для конечного результата, независимо от того, вошел ли он в транс непосредственно во время прочтения заклинания или же перед самой процедурой.

5. Разумеется, очень многое зависит от личной магической силы заклинающего, оттого, что и сколько он вкладывает в проговариваемые слова, после чего они уже становятся не просто словами, а магическим инструментом, наделенным энергией.

6. Немалое значение, хоть и не самое основное, имеют также место и время произнесения заклинания. Что касается традиционных старославянских заговоров, Б. Рыбаков в работе «Язычество древних славян» в этом контексте указывает следующее: «Часть обрядности иногда включается в текст заговора; это время и место произнесения заклинаний и необычный путь самого заклинателя. Время обозначается очень различно: «на закате», «как люди уснут», «утром», «на ветхий месяц»; иногда ограничение строже: «в ивановскую пятницу», «в Великий четверг», т. е. только один раз в году. Местом произнесения заклинания обычно бывает «темный лес», «черный лес», «зеленая дубрава» или где-то «у воды», «у могилы» или даже у муравейника. Иногда следует идти «в чисто поле»». Еще пример, уже из современности. Мой знакомый обратился с просьбой, касавшейся здоровья его дочери, к «бабке», как у нас теперь принято называть тех, кого раньше чаще называли ведьмами. Он не смог к моменту нашего разговора припомнить содержание того заговора, который ему было велено прочитать, но читал он его на перекрестке дорог в новолуние, бросая за спину мелкую монету. Помогло, кстати.

Кроме всего прочего, я не раз обращал внимание на тот факт, что гораздо лучше работают «авторские» заклинания, т. е. сложенные самим человеком для конкретной цели с учетом вышеперечисленных факторов. Очевидно, важную роль здесь играет то, что, создавая собственную заклинательную форму, вы вкладываете в нее свою творческую энергию, отчего она начинает работать гораздо эффективнее, чем тысячи раз повторенные разными людьми в течение многих столетий формулы. Кроме того, и боги, и духи, скорее всего, гораздо больше ценят человека, если во все, что он делает, он вкладывает частицу себя, своей души и своей силы.

— Расскажите о вашем самом захватывающем переживании в шаманской реальности.

— Все путешествия по-своему захватывающи. Чего стоит, например, полет в иной реальности в теле ворона или крылатого змея. Особенно запомнилось путешествие в Нижний мир с использованием старинной вещи в качестве своеобразного маячка-путеводителя. Все началось с маленького фрагмента керамики, подобранного мною на берегу реки Гнилопять во время одного из выходов на природу. Он выглядел очень старым, довольно грубым, с давленым орнаментом по верхней кромке. Его внешний вид говорил о том, что керамическую посудину, частью которой он некогда был, сделали не на гончарном круге, а скорее слепили. Несколько позже из литературы о истории нашего края я узнал, что до X в. на территории древлянской земли действительно господствовала лепная керамика и только позже древляне освоили гончарный круг. Таким образом, возникла вероятность предположить, что этому маленькому фрагменту не менее тысячи лет. А это уже был повод всерьез им заинтересоваться.

Попытка «считать» информацию о прошлом этого предмета непосредственно с него ничего более-менее вразумительного, к сожалению, не дала. Обрывки неясных образов — и только.

Тогда и появилась идея отправиться за разъяснениями «вниз». Полной уверенности в успехе подобного поиска не было, но, как говорится, попытка — не пытка.

Удобно расположившись, я взял фрагмент керамического сосуда в правую руку. Почему-то возникла уверенность, что именно так и надо сделать, что он, как «маячок», сможет вывести меня к чему-то или кому-то с ним связанному. В этот раз я не оборачивался вороном, а скорее выступил в роли ведомого, если выражаться терминологией летчиков-истребителей. Ворон следовал впереди меня. Мы перемещались по темному туннелю, пока не встретили весьма неприятную сущность с точки зрения человеческой эстетики. Нечто вроде чрезвычайно тучного и довольно безобразного человекоподобного существа, с кожей оттенка старой, потемневшей бронзы. Он преграждал дальнейший путь, но едва мы приблизились, на удивление беспроблемно отступил в сторону, освободив дорогу. Буквально сразу туннель окончился, впустив нас с вороном в некое темное пространство, казавшееся бескрайним и довольно мрачным. Первое время я не видел вокруг ровным счетом ничего, потом откуда-то слева к нам присоседилась стая довольно крупных птиц, чем-то похожих на дроздов, но гораздо крупнее. Они летели рядом с нами, окружив нас со всех сторон, некоторые из них впереди. Одна из птиц, продолжая лететь, повернула голову, и я увидел направленный на меня весьма осмысленный и изучающий взгляд.

Внезапно птицы исчезли, и я обнаружил, что оказался в уже вполне определенном месте, «ощутив почву под ногами», если можно так сказать. Все вокруг выглядело так, словно было пропитано сыростью. Странные камни черного цвета, по поверхности которых бегут фосфорицирующие прожилки. Это единственное, что излучало здесь тусклый и холодный свет. Где-то рядом — звук струящейся воды, словно журчит ручей, я это не слышу, но как будто чувствую. Сверху свисают мокрые ошметки чего-то, напоминающего полусгнившие полосы черной ткани, их много, и они, как кажется, вот-вот коснутся лица. Куда бы я ни взглянул — везде одно и то же: камни, рваные клочья, свисающие с невидимого свода. Никого.

Я начинаю бродить среди этих камней, стараясь не соприкасаться с ними. Через какое-то время в нашем, физическом, мире кусочек керамики в моей правой руке начинает слегка вибрировать, настолько, что я отдаю этому отчет, находясь в измененном сознании. Я замечаю человекоподобную фигуру, сидящую в пол-оборота от меня на одном из небольших камней. Образ женщины в длинном, светлого оттенка одеянии, темные волосы заплетены в длинную косу. Лица не вижу. Чем ближе я к ней в нематериальном измерении, тем сильнее вибрация керамического осколка там, в нашем материальном мире. Благодаря этому я понимаю, что нашел духа, каким-то образом связанного с этим куском обожженной глины.

Я возле нее. В этот момент ощущаю волну сильного неприятия и негатива, исходящую от сидящей фигуры, мне явно не рады. Все же решаюсь сформулировать вопрос на уровне мыслеформы, интересуюсь, принадлежала ли эта вещь ей. Она оборачивается. Бледное лицо, напрочь лишенное всех красок. Но самое примечательное — на нем отсутствуют глаза, вместо них — два темных пятна-провала… Не слышу ответа, но он возникает в моем сознании: «Да». Спрашиваю, от чего этот фрагмент и для чего использовалась посудина. «Это мне мои родные подарили…» В этот же миг в сознании появляется картинка: немолодой коренастый мужчина держит в руках керамическую посудину, довольно широкую, наполненную чем-то съедобным. Он наклоняется и ставит ее на землю. Но что примечательнее всего, я очень ярко ощущаю его страх, его просто колотит, он боится. Как и остальные, стоящие возле него, которых я не вижу. Интересуюсь, как ее зовут. Сначала ответа нет, потом в сознании смутно проявляется слово — «Нава». И тут, дернули меня черти, спрашиваю, не могу ли я оставить этот кусок керамики у себя. Ответа нет. Повторно спрашиваю, хочет ли она что-либо взамен него. Выплывает образ: корзинка, выстеленная полотном, в ней — живой ребенок. Почему-то осознаю: не к добру это. Даю понять, что так не пойдет. Снова вижу ту же корзинку, но в ней на этот раз какое-то небольшое животное. Снова отказываюсь. Третий выплывающий образ — венок полевых цветов, плывущий по воде. Соглашаюсь, после чего покидаю это место и возвращаюсь назад, в наш мир.

— Вот такие удивительные события происходят с теми, кто открывается для мира, природы, древних богов. (По материалам книги «Трансильванская магия»)

Рубрики: Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *